Сайт работает в тестовом режиме

Единый контактный номер (+998) 71 2000036; Телефон доверия (+998) 71 2335623

Некоторые моменты правового регулирования в ВТО

 

Основные цели ВТО

Как указано в преамбуле Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, цели соглашений ВТО включают «повышение уровня жизни, обеспечение полной занятости и большого, и неуклонно растущего объема реальных доходов и платежеспособного спроса, а также расширение производства и торговли товарами и услугами»; иными словами, развитие мировой экономики на принципах рыночной экономики. Чтобы способствовать достижению этих целей, Соглашения ВТО заключаются с целью заключения взаимных и взаимовыгодных соглашений, направленных на «существенное снижение тарифов и других барьеров в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях». Это означает, что соглашения ВТО структурированы с целью внедрения принципов рыночной экономики в международную торговлю на основе двух принципов: снижения торговых барьеров и применения недискриминационных правил.

Такой подход соответствует традиционному духу ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), который был транслирован из преамбулы ГАТТ 1947 года в новую преамбулу ВТО. В свете последующих изменений к ВТО были добавлены две цели. Одним из них является забота об окружающей среде, которая предполагает «обеспечение оптимального использования мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития». Второе – это внимание к развивающимся странам, которое стремится признать, что «существует необходимость в позитивных усилиях, направленных на обеспечение того, чтобы развивающиеся страны, и особенно наименее развитые из них, обеспечили себе долю в росте международной торговли, соразмерную потребностям экономического развития их стран». Соглашения ВТО также больше учитывают интересы развивающихся стран, поскольку число её членов намного больше, чем во времена создания ГАТТ, а условием вступления было единое обязательство. 

Основные принципы соглашения ВТО

Как указано выше, Соглашение ВТО основано на концепции снижения торговых барьеров и применения недискриминационных правил. Эти идеалы воплощены в следующих основных принципах ВТО:

Принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ)

Статья 1 ГАТТ предусматривает, что в отношении тарифов и т.д. на экспорт и импорт наиболее выгодный режим, предоставляемый товарам любой страны, должен быть предоставлен немедленно и безоговорочно аналогично товарам всех других членов.

Принцип национального режима

Статья III ГАТТ требует, чтобы в отношении внутренних налогов, внутреннего законодательства и т.д., применяемых к импорту, всем остальным членам должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлялся отечественным товарам.

Принцип общего запрета количественных ограничений

Статья XI ГАТТ предусматривает, что «никакая договаривающаяся сторона не может устанавливать или сохранять никакие запреты или ограничения, кроме пошлин, налогов или других сборов», и в целом запрещает количественные ограничения. Одной из причин этого запрета является то, что считается, что «количественные ограничения имеют больший защитный эффект, чем тарифные меры, и с большей вероятностью искажают свободное движение торговли.

Принцип относительно тарифов как законной меры защиты внутренней отрасли

ГАТТ принимает введение тарифов как единственный метод торгового контроля и пытается снижать тарифные ставки для отдельных товаров в тарифных переговорах. Страны-члены идут на «уступки» («связывают» себя максимальными ставками). В соответствии со статьей XXVIII ГАТТ введение тарифов сверх таких максимальных ставок («связанные ставки») или одностороннее повышение связанных ставок запрещено. Кроме того, тарифные ставки подлежат снижению в ходе переговоров «на взаимной и взаимовыгодной основе» согласно статье XXVIII bis ГАТТ.

Исключения из Основных принципов

Соглашения ВТО предусматривают важные исключения из вышеуказанных основных принципов. Есть две основные причины необходимости этих исключений. Во-первых, для поддержания многосторонней торговой системы необходимо разрешать исключительные меры контролируемым образом при соблюдении определенных критериев. Так, в ГАТТ и ВТО есть положения допускающие исключения из основных принципов, когда необходимо принять меры (так называемые торговые меры) для компенсации последствий торговых действий других стран (см. главу 5 «Антидемпинговые меры», главу 6 «Субсидии и компенсационные меры» и главу 7 «Защитные меры» для торговых средств защиты). Второе предполагает необходимость учитывать способность страны выполнять свои обязательства исходя из степени ее экономического развития. Таким образом, соглашения ВТО допускают защиту отечественной промышленности посредством тарифов и содержат различные положения об исключениях из её принципов для развивающихся стран.

Исключения установлены из-за трудностей, связанных с применением принципов многосторонней системы к реальной международной экономике. Соглашения ВТО пытаются гармонизировать реальность и принципы, определяя требования, позволяющие делать исключения в определенных случаях. Хотя позицию ВТО можно высоко оценить  за её дальновидный реализм, существуют случаи злоупотребления положениями об исключениях из-за двусмысленности требований. Соглашения ВТО улучшили некоторые положения ГАТТ, ставшие рассадниками злоупотреблений, уточнив их требования.

Однако все еще остаются некоторые неудовлетворительные положения. Дальнейшее разъяснение является одной из задач, стоящих перед ВТО.

Обзор соглашений ВТО

На рисунке II- 1 представлен обзор соглашений ВТО. Соглашения ВТО включают Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации и приложения к нему.

Приложение 1A-3 являются неотъемлемой частью Соглашения и обязательны для всех членов ВТО («единое обязательство», упомянутое ранее). Как показано на рисунке II-2 по состоянию на февраль 2010 года членами ВТО являются 153 страны. На 1 января 2024 года членами ВТО стали 164 страны. Напротив, соглашения, включенные в Приложение 4, являются независимыми соглашениями и, следовательно, имеют обязательную силу только для тех членов, которые их приняли. Ниже мы кратко опишем каждое соглашение ВТО.

Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации

Это соглашение по реализации результатов Уругвайского раунда и созданию Всемирной торговой организации, которая станет основой для будущих многосторонних торговых переговоров. Соглашение содержит общие положения об организации ВТО, членстве, принятии решений и т.д.

Приложение 1А: Многостороннее соглашение о торговле товарами

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994 г.)

Генеральное соглашение состоит из (i) положений ГАТТ 1947 года(включая положения с поправками, внесенными условиями правовых инструментов, вступивших в силу до вступления в силу Соглашения ВТО); (ii) правовые инструменты , такие как протоколы и сертификаты, касающиеся тарифных уступок, протоколы о присоединении и т.д., которые вступили в силу в соответствии с ГАТТ 1947 года до вступления в силу соглашения ВТО; (iii) шесть договоренностей, которые считаются неотъемлемой частью ГАТТ 1994 года, такие как статья II:1(b) и статья XVII.  

Cоглашение по сельскому хозяйству

Соглашение по сельскому хозяйству включает конкретные и обязательные обязательства, взятые на себя правительствами стран-членов ВТО в трех областях: доступ к рынкам, внутренняя поддержка и экспортное субсидирование для укрепления правил ГАТТ и улучшения торговли сельскохозяйственной продукцией. Эти обязательства выполнялись в течение шести лет. Соглашение также включает положения по реализации этих обязательств (о количественных ограничениях и внутренней поддержке. См. главу 3 «Количественные ограничения» и главу 6 «Субсидии и компенсационные меры»).

Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных (СФС) мер

Это соглашение устанавливает многосторонние рамки для планирования, принятия и реализации санитарных и фитосанитарных мер с целью предотвращения использования таких мер для произвольной или неоправданной дискриминации или для замаскированного ограничения  международной торговли, а также для сведения к минимуму их негативного воздействия на торговлю (см. Главу 10 «Стандарты и системы оценки соответствия»).

Соглашение по текстилю и одежде

С 1974 года торговля текстилем регулировалась Соглашением о нескольких волокнах (MFA), однако принципы ГАТТ были подорваны политикой защиты импорта и т.д. Соглашение предусматривает, что торговля текстилем должна быть урегулирована путем её постепенной интеграции в правила ГАТТ в течение 10-летнего переходного периода, который истек в конце 2004 года.

Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ)

Стандарты и системы оценки соответствия, такие как промышленные стандарты и правила безопасности/окружающей среды, могут стать торговыми барьерами, если они чрезмерны или ими злоупотребляют. Целью этого соглашения является предотвращение превращения таких систем в ненужные торговые барьеры путем обеспечения их прозрачности и гармонизации с международными стандартами.

Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМ)

В отношении трансграничных инвестиций страны-получатели иностранных инвестиций могут принимать различные меры, включая введение требований и условий          и ограничения (инвестиционные меры) на инвестиционные корпорации. В ходе Уругвайского раунда переговоры первоначально велись с целью расширения правил, регулирующих инвестиционные меры. Однако Соглашение о мерах, связанных с торговлей, которая стало результатом переговоров, запретило только те инвестиционные меры, которые не соответствуют положениям статьи  (принцип национального режима) и статьи XI (общая отмена количественных ограничений) оказывающих прямое негативное воздействие на торговлю товарами. В качестве примеров в Соглашении приводятся требования к местному содержанию (которые требуют, чтобы определенные компоненты  производились внутри страны) и требования по балансированию торговли (см. главу 8 «Инвестиционные меры, связанные с торговлей»).

Соглашение о реализации статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговое соглашение)

Настоящее соглашение направлено на ужесточение и кодификацию правил расчета демпинговой маржи, проведения демпинговых расследований и т.д., чтобы предотвратить злоупотребления или неправомерное использование антидемпинговых мер для защиты отечественной промышленности (см. главу 5 «Антидемпинговые меры»)

Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Соглашение о таможенной оценке)

Чтобы реализовать статью VII ГАТТ (таможенная оценка) более последовательным и надежным образом, это соглашение определяет правила применения этой статьи и направлено на гармонизацию систем таможенной оценки на международной основе путем устранения произвольных систем оценки (см. Главу 4 «Тарифы»).

Соглашение о предотгрузочной инспекции (PSI)

Целью этого соглашения является обеспечение прозрачности PSI и представление механизма разрешения споров между агентствами PSI и экспортерами.

Примечание: Предотгрузочная инспекция – это система, в рамках которой компания по предотгрузочной инспекции, назначенная страной-импортером (в основном развивающимися странами), проводит проверку качества, объема, цены, тарифной классификации, таможенной оценки и т.д. товаров на территории страны-экспортера от имени таможни страны-импортера и выдает сертификаты.

Соглашение о правилах происхождения

Это соглашение предусматривает программу гармонизации правил происхождения для применения ко всем инструментам непреференциальной торговой политики. Оно также устанавливает дисциплину, которую необходимо соблюдать при установлении или применении правил, обеспечивает процедуры разрешения споров и создает комитет по правилам происхождения. Однако, подробности гармонизации правил происхождения оставлены для будущих переговоров (см. Главу 9 «Правила происхождения»).

В мировой торговле существуют две группы правил определения страны происхождения товаров.

Первая группа – это непреференциальные правила определения страны происхождения. Они связаны с неприменением мер преференциальной торговой политики. То есть они применяются, когда речь идет о мерах нетарифного регулирования и специальных защитных и антидемпинговых мер.

Вторая группа – преференциальные правила. Они имеют более актуальное значение, так как применяются для предоставления преференциального тарифного режима. Здесь есть три основных правила. Во-первых, это правила, которые устанавливают определение страны происхождения товара из развивающихся и менее развитых стран.

Во-вторых, правила, которые применяются в отношении товаров, происходящих из стран, входящих в Содружество Независимых Государств.

Соглашение о процедурах импортного лицензирования

Чтобы процедуры лицензирования импорта в разных странах не превращались в ненужные торговые барьеры, данное соглашение направлено на упрощение административных процедур и обеспечение их справедливого функционирования.

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

Настоящее соглашение направлено на уточнение определений субсидий, усиление дисциплины по видам субсидий (расширение диапазона запрещенных субсидий и т.д.), а также на усиление и уточнение процедур принятия компенсационных тарифов (см. главу 6 «Субсидии и компенсационные меры»).

Соглашение о гарантиях

Настоящее соглашение направлено на то, чтобы в отношении применения защитных мер (чрезвычайных мер по ограничению импорта) статьи XIX ГАТТ уточнить правила требований и процедур  введения защитных мер, а также связанных с ними мер и т.д. (см. главу 7 «Защитные меры»).

«Приложение 1Б»

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Это соглашение предусматривает общие обязательства в отношении торговли услугами, такие как режим наибольшего благоприятствования и прозрачность. Кроме того, он перечисляет 155 секторов услуг и предусматривает, что страна-член не может поддерживать или вводить в сектор услуг, в отношении которых она взяла на себя обязательства, меры ограничения доступа на рынок и дискриминационные меры, которые являются более жесткими, чем те, которые указаны в таблице обязательств (см. главу 11 «Торговля услугами»).

«Приложение 1 С»

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

Это соглашение предусматривает режим наибольшего благоприятствования и национальным режим в отношении интеллектуальной собственности, такой как авторское право, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, макеты микросхем и нераскрытая информация. Кроме того, оно требует от стран-членов поддерживать высокий уровень защиты интеллектуальной собственности и управлять системой защиты таких прав. Также предусмотрен порядок разрешения споров, связанных с соглашением (см. главу 12 «Защита интеллектуальной собственности»).

«Приложение 2»

Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров (ДСУ)

Это «соглашение» устанавливает общие правила и процедуры разрешения споров, связанных с соглашениями ВТО. Оно направлено на усиление процедур разрешения споров путем запрета односторонних мер, создания групп по разрешению споров, отчеты которых принимаются автоматически, установления сроков разрешения споров, создания Апелляционного органа и т.д.

«Приложение 3»

Механизм обзора торговой политики (ТPRM)

В Приложении 3 предусмотрены процедуры, позволяющие Механизму обзора торговой политики проводить периодические обзоры торговой политики и практики членов, проводимые Органом по обзору торговой политики (TPRB).

«Приложение 4» Многосторонние торговые соглашения

Соглашение о торговле гражданскими самолетами

Одновременно с Уругвайским раундом велись переговоры о пересмотре соглашения о гражданской авиации (соглашение Токийского раунда) и усиление дисциплины в отношении субсидий. Однако никакого соглашения еще не достигнуто, и соглашение, достигнутое в рамках Токийского раунда, остаётся в силе.

Международное соглашение по молочным продуктам и Международное соглашение по говядине, действовавшие в течение трех лет с 1995 года, утратили силу в конце 1997 года из-за решения не продлевать их действие.

Соглашение о государственных закупках

Это соглашение требует национального режима и недискриминационного режима в области государственных закупок (покупка или аренда товаров и услуг правительствами) и призывает к справедливым и прозрачным процедурам закупок. Оно также предусматривает  процедуры рассмотрения жалоб и споров. Новое Соглашение о государственных закупках основано на Соглашении 1979 года (соглашение Токийского раунда), но расширяет сферу его применения. Новое Соглашение охватывает закупки услуг (помимо товаров) и закупки субъектами центрального правительства и государственными учреждениями (помимо центрального правительства). (См. главу 13 «Государственные закупки»).

Информацию о соглашениях ВТО

Составил:                                                                                             Б.Т. Акрамходжаев

  

 За достоверность приведенных материалов, факты, сноски и статистические данные непосредственная ответственность возлагается на авторов.


×