БАРАТОВ МИРОДИЛ ХОМУДЖОНОВИЧ
Начальник отдела ИГПАН РУз, д.ю.н., профессор
ХАКИМОВ РАВШАН ТУЛКИНОВИЧ
Главный научный сотрудник ИГПАН РУз, д.ю.н.
АКРАМХОДЖАЕВ БОРИ ТОХТАХУЖАЕВИЧ
Старший научный сотрудник ИГПАН РУз, к.ю.н., доцент
Аннотация: Авторы статьи размышляют над вопросами вступления Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию и с позиции обеспечения интересов нашей страны констатируют необходимость изучения практики деятельности Лондонского суда по международному арбитражу в свете его Новых правил судебного разбирательства, включая также статистические данные о деятельности данного суда за 2022 год.
Ключевые слова: мировая торговля, Узбекистан, истец, ответчик, арбитраж, Правила Лондонского суда по международному арбитражу, контракт.
Аннотация: Мақола муаллифлари Ўзбекистон Республикасининг Жаҳон савдо ташкилотига қўшилиши тўғрисида фикр юритиб, мамлакатимиз манфаатларини чет элда таъминлаш мақсадларида Лондон халқаро арбитраж судининг амалий фаолиятини ўрганиш зарурлиги тўғрисида, ушбу суд томонидан суд муҳокамасининг янги қоидаларини чиқарганлиги тўғрисида ҳамда 2022 йил учун йиллик фаолият ҳисоботи тўғрисида таҳлиллар берадилар.
Калит сўзлар: жаҳон савдоси, Ўзбекистон, даъвогар, жавобгар, арбитраж, Лондон халқаро арбитраж суди Қоидалари, шартнома.
Annotation: The authors of the article reflect on the issues of the Republic of Uzbekistan joining the World Trade Organization and, from the position of ensuring the interests of our country, state the need to study the practice of the London Court of International Arbitration in the light of its New Rules of Judicial Proceedings, including also statistical data on the activities of this court for 2022.
Key words: world trade, Uzbekistan, plaintiff, defendant, arbitration, London Court of International Arbitration Rules, contract.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев на встрече с генеральным директором Всемирной Торговой Организации (ВТО) Нгози Оконджо-Ивеалой подчеркнул важность вступления в организацию, в том числе с учётом поставленных целей средне- и долгосрочного развития[1].
Вступление Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию безусловно требует изучения вопросов деятельности защиты интересов Республики Узбекистан за рубежом в иностранных судах, разрешающих гражданско-правовые, экономико-правовые споры между государствами, компаниями и частными лицами. В этой связи, мы обратились к практике работы Лондонского суда по международному арбитражу.
В 2022 году Лондонский суд по международному арбитражу получил 333 иска для разрешения возникших материально-правовых споров между контрагентами, в том числе 293 иска для решения вопроса в качестве арбитража. Цифры за последний квартал 2022 года демонстрируют рост количества дел по сравнению с предыдущим годом, при этом количество арбитражных разбирательств в Лондонском суде международного арбитража (LCIA) в последнем квартале 2022 года превысило показатели 2021 года, а также 2019 и 2018 годов. Это восходящая траектория продолжилась и в первом квартале 2023 года[2].
Три ведущих сектора промышленности в арбитраже останутся такими же, как в 2021 году, а именно: транспорт и сырьевые товары, банковское дело и финансы, а также энергетика и ресурсы.
В 2022 году 88 % сторон, принимавших участие в работе арбитража (LCIA) в качестве истцов и ответчиков, прибыли из 90 стран мира, что демонстрирует продолжающийся процесс разрешения международных экономико-правовых споров между различными странами Лондонским судом по международному арбитражу и только 12 % сторон были представителями Соединенного Королевства (Великобритании).
Количество государств-участников в 2022 году увеличилось более чем вдвое и составило 13% сторон в арбитраже LCIA.
Следует отметить, что глобальные события оказали глубокое влияние на цены энергоносителей, что привело к увеличению споров о купле-продаже товаров, передаваемых на рассмотрение LCIA в 2022 году. Примечательно, что в объеме, рассматриваемых дел преобладали арбитражные дела, связанные с транспортом и сырьевыми товарами, и их доля составила 37 % всех дел. LCIA ожидает продолжения данной тенденции в 2023 году.
Продолжение войны России в Украине привело к тому, что многие государства включились во введение дополнительных санкций, в том числе и в отношении активов. Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) предоставило LCIA – Генеральную лицензию, которая разрешает право на получение и оплату арбитражных издержек. Тем самым LCIA разрешается помогать сторонам в эффективном разрешении споров.
При назначении арбитражных дел к судебному рассмотрению 63% таких дел были рассмотрены в LCIA иностранными арбитрами или арбитрами, которые не являлись подданными Великобритании несмотря на то, что 85% арбитражей LCIA регулируются английским законодательством и 88% арбитражей находятся в Лондоне. Для сравнения стороны и со-арбитры выбирали небританских арбитров соответственно в 27% и 31% случаев[3].
Истцы и ответчики из Азии представляли самый высокий процент сторон по регионам в 2022 году, составляя почти четверть все сторон в арбитражах LCIA, тем самым процент их участия при рассмотрении дел утроился. Истцы и ответчики из Западной Европы, как и в предыдущие годы, составили пятую часть всех участников арбитражного процесса.
Также необходимо указать, что LCIA продолжает лидировать в отношении гендерного разнообразия в арбитражах LCIA. Женщины-арбитры были назначены в 45% всех назначений Судом LCIA. В 2022 году обе стороны и коллеги-арбитры выбрали небольшой процент женщин (19 и 23% соответственно), в результате чего женщины были назначены арбитрами только в 28% случаев. Поэтому для достижения большого гендерного разнообразия и паритета при назначении арбитров особенно важно, чтобы истцы и ответчики и коллеги-арбитры внесли свой вклад в решение этой задачи.
Институт отвода арбитров в соответствии со статьей 10 Регламента LCIA в 2022 году себя не проявил, ибо стороны такой вопрос перед арбитражем не ставили. Полное отсутствие отводов в арбитраже LCIA является примечательным фактом, свидетельствующим об эффективности назначения арбитражных дел к рассмотрению и качественного и транспарентного разрешения споров.
Прошло более одного года с тех пор, как 135 арбитражных дел были переданы по правилам DIFC-LCIA из Дубайского международного арбитражного центра (DIAC) были переданы в LCIA для проведения Лондонского администрирования. На момент передачи эти дела находились на разных стадиях рассмотрения, и с тех пор LCIA закрыло более 70 дел, причем еще 21 дело находится на завершающей стадии закрытия. Только 41 арбитражное дело остается приостановленным.
LCIA получило 293 направления на арбитраж, что составляет 88% от всех обращений полученных в 2022 году. В число 293 дел, рассматриваемых арбитражем LCIA, включены два дела в соответствии с правилами LCIA- MIAC.
Приведенная ниже диаграмма обращений в арбитраж показывает количество дел за последние десять лет и долгосрочную тенденцию.
Таблица №1
По фактам обращения в Лондонский суд международного арбитража
Синим цветом отмечено общее число обращений и серым цветом - число дел, разрешенных в арбитраже LCIA. Пик обращений приходится на 2020 год (440). Последние два года наблюдается тенденция снижения количества рассмотренных дел в суде соответственно на -14,31% (377) и на -13,26% (327) за 2021 и 2022 годы. Пик разрешений в арбитраже также приходится на 2020 год 407 обращений. Однако в 2021 и 2022 годах количество обращений снизилось соответственно до 322 (-20,88%) и 293 (-9,00%).
Истцы и ответчики продолжают эффективно использовать положение Правил LCIA 2020 года, позволяющего истцу подать комплексный запрос в арбитраж для начала нескольких арбитражных разбирательств против одного или нескольких ответчиков. В 2022 году LCIA получило 22 составных (комплексных) запросов, начав
64 арбитражных производства, что составило 22% всех арбитражных рассмотрений LCIA.
Как и в другие годы, в 2022 году в LCIA поступили группы связанных дел. Самая крупная из этих групп включала 16 связанных дел. Влияние этой группы на цифры освещено в соответствующих разделах настоящего отчета, особенно в отраслях промышленности, типах соглашений и национальности сторон.
Другие обращения
В таблице №2 ниже показано количество других исков, полученных LCIA, а в скобках указаны данные за 2021 год.
Таблица №2
Иные иски, поступившие в Лондонский суд международного арбитража
ЮНСИТРАЛ арбитраж |
Арбитраж по назначениям |
Финансирование арбитража |
Медиация и другие адмресурсы |
8 |
3 |
28 |
4 медиации |
(8) |
(13) |
(24) |
(3 медиации) |
|
|
|
Назначено: 2 судей |
|
|
|
(назначено: 7 судей) |
В одном из трех арбитражных разбирательств по назначениям LCIA продолжало предоставлять услуги по хранению средств.
Арбитраж по удержанию средств в 2022 году осуществлялся в соответствии с различными правилами, включая: Правила ЮНСИТРАЛ; Факультативные правила РСА; Арбитражные правила ARIAS (Великобритания) (3-е изд. 2014 г.) и Правила Арбитражного общества по страхованию и перестрахованию (3-е изд. 2014 г.). Доля фондовых арбитражей от всех дел в 2022 году практически такая же, как и в 2021 году (*% и 9% соответственно).
В последние годы LCIA наблюдает приливы и отливы арбитражных дел, вызванные глобальными событиями, включая COVID-19 и войну в Украине. После первоначального всплеска количества дел, полученных в 2020 году, количество обращений в последующие два года подтвердило ожидания LCIA о том, что споры, вызванные пандемией, возникнут на более ранней стадии. Поэтому влияние пандемии на арбитражную нагрузку в LCIA уменьшилось, а в конце 2022 года наметилась явная тенденция к росту.
Спустя более года после вторжения России в Украину война продолжается, и ответом многих государств стало введение дополнительных санкций, включая санкции на заморозку активов. OFSI предоставило LCIA Генеральную лицензию, которая разрешает получение и оплату арбитражных издержек, что позволяет LCIA продолжать оказывать сторонам помощь в эффективном разрешении их споров.
Санкции влияют не только на администрирование и финансирование арбитража. В некоторых случаях санкции занимают видное место в споре между сторонами, включая применимость и масштаб санкций, а также их потенциальное влияние на выполнение контрактов. В таких случаях ответчиком часто является субъект, на которого наложены санкции.
Глобальные события также повлияли на цены на энергоносители, что привело к увеличению количества споров по товарам, передаваемых на рассмотрение LCIA в 2022 году. LCIA ожидает продолжения этой тенденции в 2023 году[4].
Отраслевые секторы и соглашения
Как для отраслей промышленности, так и для типов соглашений арбитражные случаи классифицируются по доминирующему сектору или соглашению.
Отрасли промышленности
Три ведущих сектора промышленности в арбитраже LCIA останутся такими же, как в 2021 году, а именно: транспорт и сырьевые товары; банковское дело и финансы; а также энергетика и ресурсы. Примечательно, что, как указано выше, в работе LCIA преобладали дела о транспорте и сырьевых товарах: процент дел в 2022 году более чем вдвое превысил процент в 2021 году (14% в 2021 году и 37% в 2022 году). Колебания цен на энергоносители, вызванные войной в Украине, вероятно имели основной эффект в цепочке поставки товаров, что привело к увеличению количества споров.
Второй и третьей отраслью после транспорта и сырьевых товаров является банковское дело и финансы, а также энергетика и ресурсы, на которые приходится 15 и 11% случаев (когда в 2021 году на них приходилось соответственно 26 и 25%).
За последние три года доля случаев оказания профессиональных услуг неуклонно росла. В 2022 году эти случаи составили 9% от всех услуг. На каждый из остальных секторов приходится значительно меньший процент нагрузки, как показано на следующей диаграмме.
Отрасли промышленности истца и ответчика обычно отражают доминирующую отрасль промышленности в споре. В 2022 году картина осталась неизменной по трем ведущим отраслям спора, с некоторыми изменениями в порядке рассмотрения споров, которые фиксировались в материалах, как истцов, так и ответчиков. Следует сказать, что в
2022 году в арбитражном разбирательстве ответчиков было больше, чем истцов.
В арбитражных разбирательствах по владению фондами доминировал страховой сектор, а остальные дела распространялись на банковское дело и финансы, транспорт и сырьевые товары, а также строительство и инфраструктуру. Арбитражи ЮНСИТРАЛ[5] и арбитражные разбирательства по назначениям охватывали целый ряд секторов.
Здесь возникает обоснованный вопрос о том, на основе каких правил Лондонский международный арбитражный суд осуществлял свою деятельность. Дело в том, что данный суд 11 августа 2020 года выпустил пересмотренный Арбитражный регламент. Пересмотренные Правила LCIA вступили в силу с 1 октября 2020 года[6]. С этой даты урегулирование международного спора посредством арбитража в Лондоне будет осуществляться в соответствии с новыми положениями.
LCIA является одним из ведущих институтов международного арбитража. Он обеспечивает эффективное администрирование арбитражных и других процедур ADR, в соответствии с любой правовой системой. Международный характер услуг LCIA отражается на том факте, что, как правило, более 80% сторон в рассматриваемых делах LCIA не имеют английского гражданства.
LCIA работает в рамках трехуровневой структуры, которая включает компанию, Суд LCIA и Секретариат. LCIA Court (cуд) является последней инстанцией для надлежащего применения правил LCIA, и его ключевые функции включают назначение трибуналов, определение отводов арбитрам и контроль затрат.
Обновления, принятые LCIA Судом и Советом директоров LCIA, охватывают вопросы, которые не рассматриваются в других ведущих арбитражных правилах. Среди прочего, пересмотренные правила касаются:
урегулирования международных споров посредством дистанционного слушания;
конфиденциальности;
проблем соблюдения политик, касающихся таких вопросов, как борьба с коррупцией, отмыванием денег и экономическими санкциями;
защиты данных и безопасности;
поведения представителей стороны;
вопросов, связанных с проведением многостороннего (многоконтактного) арбитража в Лондоне.
Нововведения в Регламенте касаются виртуального арбитражного слушания.
В пересмотренных правилах рассматриваются некоторые вопросы, возникшие в результате пандемии COVID-19, и подтверждается право трибунала начать арбитражное слушание дистанционно.
Пересмотренный Регламент теперь прямо предусматривает, что слушания могут проводиться посредством видеоконференции, других коммуникационных технологий.
При разрешении международных коммерческих споров в арбитражном порядке суд должен подписывать арбитражные решения в электронном виде, если стороны не договорились об ином или не указали трибунал или суд LCIA. Если есть несоответствие между электронной и бумажной формами решения, электронная форма будет иметь преимущественную силу.
В некоторых юрисдикциях в ходе урегулирования претензий с помощью международного арбитража требуется подписание решения «мокрыми чернилами», чтобы соответствовать местным требованиям «в письменной форме».
Безопасность.
Пересмотренные правила вводят новое положение «Защита данных», касающееся законов о конфиденциальной информации, включая Общий регламент ЕС о защите данных (GDPR). LCIA является первым крупным арбитражным учреждением, включившим положение по этим вопросам в свои правила.
Статья 30.4 Регламента гласит, что «любая обработка персональных данных в LCIA регулируется применимым законодательством о защите данных». Это положение также относится к уведомлению о защите на веб-сайте LCIA, которое указывает, что LCIA является «контролером данных» для целей их обработки.
Многосторонний арбитраж в Лондоне.
Пересмотренный Регламент сохраняет общий подход, который разрешает трибуналам предписывать объединение, если:
стороны договорились в письменной форме;
требования Правил LCIA для объединения без письменного согласия сторон были выполнены.
Однако пересмотренные правила вносят два заметных изменения. Во-первых, пересмотренные положения прямо разрешают LCIA Суду (а не только третейскому суду) объединять арбитражи, если стороны соглашаются сделать это в письменной форме. Во-вторых, в пересмотренных правилах используется обширный стандарт консолидации при отсутствии письменного согласия сторон. В частности, пересмотренные правила теперь допускают объединение, когда арбитраж в Лондоне возникает «в результате одной и той же сделки или серии связанных сделок».
Суды могут проводить несколько судебных разбирательств одновременно без их объединения. Если один и тот же суд состоит из двух или более арбитражей, начатых «в соответствии с одним и тем же арбитражным соглашением или любым совместимым арбитражным соглашением (-ями), одними и теми же сторонами в споре, или в результате одной и той же сделки, международный арбитраж в Лондоне может проводиться параллельно.
Пересмотренные правила позволяют истцу инициировать более одного арбитража в Лондоне посредством одного запроса.
Отличительной особенностью арбитража в Лондоне являются значительные затраты на него. Третейское разбирательство дорогое, так как оно независимо от какого-либо государства и существует благодаря затратам участников разбирательств. Чтобы обратиться с просьбой об арбитражном разбирательстве, сначала нужно оплатить регистрационный сбор в размере 1.750 фунтов стерлингов. Кроме того, оплачиваются гонорары и издержки составу арбитража (до 450 фунтов в час). Сумма гонораров и издержек зависит от объёма документации, стоимости иска, сложности разбирательства, количества участвующих арбитров. К этому добавляется и стоимость оказанных услуг юридической помощи. Предварительно рассчитать сумму всех затрат на Лондонский третейский суд не получится. Однако на основе нашей практики по таким делам мы можем сказать, что сумма общих затрат будет как минимум не менее 15 % от всей стоимости иска в Лондон. В случае, если спор будет разрешён в пользу какой-либо стороны разбирательства, то сумма всех затрат этой на арбитраж компенсируется, в том числе и регистрационный сбор, а также стоимость услуг юридической помощи.
К положительным особенностям арбитража в Лондоне можно отнести его конфиденциальность. Согласно регламенту LCIA, Лондонский суд не публикует арбитражные решения. Однако публикуются отдельные решения по делу. Например, решения об отводе арбитров. Публикация осуществляется с редактированием названий сторон.
В отличие от государственных судебных инстанций, в Лондонском международном третейском суде предусмотрено право участников разбирательства самостоятельно выбирать арбитра (судью) для разрешения своего спора, но в соответствии с регламентом LCIA окончательно утвердить арбитров может сам LCIA после их проверки на соответствие критериям для арбитров.
Для более подробного обсуждения Правил LCIA и того, как они будут применяться на практике можно связаться с сотрудниками IQ Decision UK и заказать консультацию по урегулированию международных споров в Лондоне в соответствии с новыми требованиями.
На наш взгляд, необходимо срочно подготовить электронную базу иностранных нормативных актов, регламентирующих деятельность Лондонского суда международного арбитража, ознакомиться с Арбитражным Регламентом Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольма и другими важными иностранными нормативными актами для их всестороннего изучения и дальнейшего применения в международной торговой практике с позиции защиты экономических интересов Республики Узбекистан, что будет соответствовать цели №93 Указа Президента Республики Узбекистан «О Стратегии «Узбекистан – 2030» от 11 сентября 2023 года[7], предусматривающего вступление нашей страны в полноценные члены Всемирной торговой организации.
[1] Президент Узбекистана и генеральный директор ВТО обсудили вопросы вступления страны в организацию // https://president.uz/ru/lists/view/6680.