Сулайманов О.Р.
Институт государства и права Академии наук
Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан
В последние годы Узбекистан добился больших успехов в проведении реформ, более активного участия населения, включая женщин. В частности, значительно расширены права и возможности людей: возможность принимать активную роль в управлении, политике и реформах, которая является ключом к обеспечению прочного экономического и социального прогресса.
В Республике принимаются последовательные меры по совершенствованию правовой базы и механизмов реализации прав женщин, развитию гендерного законодательства. В целях совершенствования законодательной основы, проводятся реформы, направленные на: защиту прав женщин в сфере семейно-брачных отношений; внесен ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающий усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и бытового насилия, борьбе с устаревшими патриархальными стереотипами, обычаями и практиками, в том числе в отношении несовершеннолетних; принят ряд мер по дальнейшему раз-витию институтов гражданского общества, укрепление самостоятельности и независимости средств массовой информации.
Права женщин входят в число основных прав человека, гарантируемых в многочисленных международных договорах, резолюциях, декларациях и программах действий в области прав человека. Основным международным договором по правам женщин является Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и ее Факультативный протокол. При этом права женщин являются основополагающим компонентом и других норм ООН, в том числе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации расовой дискриминации, Конвенции о правах ребенка, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
С момента присоединения Узбекистана к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин представлены национальных докладов (2000 г. - Первый национальный доклад; 2004 г. - Второй-Третий национальные доклады; 2008 г. - Четвертый национальный доклад; 2014 г. - Пятый национальный доклад; 2019 г. - Шестой национальный доклад).
Республика Узбекистан уделяет особое внимание обеспечению прав женщин. Узбекистан одним из первых в Центральной Азии ратифицировал конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Об охране материнства», «О дискриминации в области труда и занятий» и другие документы.
Совершенствование государственной политики по улучшению положения женщин в Узбекистане основывается на заключительных замечаниях и рекомендациях, принимаемых договорными органами ООН по правам человека, включая Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также положений и обязательств в рамках Пекинской декларации и Платформы действий. Так, приняты Законы Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» и «О защите женщин от притеснений и насилия», Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи» от 2 февраля 2018 г. №УП-5325, Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, а также профилактики семейно-бытового насилия» № ПП-3827 от 02 июля 2018 г., Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 г. № ПП-4235 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин».
Помимо этого, принимаются меры по совершенствованию институциональной основы для достижения гендерного равенства. В 2019 г. Президентом Республики Узбекистан было предложено создать в Сенате новую структуру - Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства.
Благодаря последовательным законодательным и иным мерам, направленным на защиту прав, свобод и интересов женщин, они успешно реализуют свои права и свободы, знания и навыки в сфере предпринимательства, образования, здравоохранения, науки и в общественно-политической сфере. Все это стало возможным благодаря нормативно-правовой базе, созданной в нашей стране.
Так, в ст.58 Конституции Республики Узбекистан закреплено равноправие между мужчинами и женщинами. Государство обеспечивает равенство прав и возможностей женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, а также в других сферах общественной и государственной жизни. Глава 14 Конституции Республики Узбекистан называется «Семья, дети и молодежь» и посвящена вопросам охраны и защиты семьи, материнства и детства. Семья является основной ячейкой общества и находится под охраной общества и государства. Брак основывается на традиционных семейных ценностях народа Узбекистана, свободном согласии и равноправии вступающих в брак. Государство создает социальные, экономические, правовые и другие условия для полноценного развития семьи.
В соответствии со статьей 78 Трудового кодекса Республики Узбекистан, не допускается незаконный отказ в приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, соответственно по мотивам их беременности или наличия детей; в статье 84 - предварительное испытание не устанавливается при приёме на работу беременных женщин, женщин, имеющих детей до трех лет, лиц, направленных на работу в счет минимального количества рабочих мест, установленного для предприятия, а в статье 116 - женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и работающим в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения оплаты труда.
Семейный кодекс Республики Узбекистан пополнен нормой о возможности заблаговременной уплаты алиментов на период до достижения ребенком совершеннолетия, в том числе, путем предоставления недвижимого или движимого имущества, либо иной ценной вещи. Закреплен порядок раздела имущества на случай расторжения брака, гарантирующий права обоих супругов. В Уголовном кодексе и в Кодексе об административной ответственности установлены меры ответственности за нарушение законодательства о брачном возрасте.
В 2017-2019 гг. принято значительное количество нормативноправовых актов, направленных на обеспечение и защиту прав женщин.
В феврале 2018 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи». Данный Указ дал возможность в корне изменить системную работу Комитета женщин, а также ряда государственных органов и общественных организаций.
В рамках реализации задач, предусмотренных в принятом Указе и трех постановлениях главы государства, шести постановлениях и одном распоряжении Кабинета Министров совместно с министерствами и ведомствами утверждены более 20 планов комплексных мероприятий, направленных на реформирование деятельности сферы.
Около 10 законодательных актов усилили роль и значение гражданских институтов в защите прав женщин. Среди них закон «Об органах самоуправления граждан» в новой редакции, Закон «О социальном партнерстве», «Об Общественном контроле» и другие нормативно-правовые акты.
В сфере охраны материнства:
- 25 декабря 2017 г. принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний у детей на период 2018-2022 годы» с целью обеспечения всемерного укрепления здоровья матерей и детей, формирования необходимых условий для рождения и воспитания здорового поколения, дальнейшего развития государственной системы раннего выявления патологии у беременных женщин и новорожденных, сокращения инвалидности у детей;
- 11 марта 2019 г. принят закон «Об охране репродуктивного здоровья граждан», который защищает репродуктивные права женщин, а также несовершеннолетних и провозглашает равенство прав и возможностей женщин и мужчин в сфере реализации их репродуктивных прав, право на принятие самостоятельного решения относительно рождения своих детей с использованием безопасных и эффективных технологий;
- 23 октября 2019 г. принят закон «О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста», который определяет основные направления государственной политики в сфере поддержки грудного вскармливания и обеспечения продуктами питания младенцев и детей раннего возраста, полномочия государственных органов в данной сфере.
В сфере обеспечения прав женщин в области труда и занятости: - 7 марта 2019 г. принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин», в соответствии с которым отменены запреты применения труда женщин в определенных отраслях или профессиях; утверждается рекомендательный новый перечень отраслей или профессий, которые могут отрицательно повлиять на здоровье женщин; запрещено расторжение по инициативе работодателя трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в связи с достижением женщинами пенсионного возраста или возникновением согласно законодательству права на пенсию по возрасту до достижения женщинами возраста 60 лет, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия; при рассмотрении в судах дел о нарушении равноправия мужчин и женщин оплата юридических услуг, оказываемых женщинам со стороны адвокатов, покрывается по их желанию за счет государства.
За счет средств Общественного фонда по поддержке женщин и семьи в форме бизнес-инкубаторов созданы «Центры предпринимательства женщин», основными задачами которых является переподготовка женщин, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, а также оказавшихся в тяжелом экономическом положении. Женщинам, успешно освоившим специальную программу обучения, для организации предпринимательской деятельности выделяются льготные кредиты на срок не менее 3 лет с 6-месячным льготным периодом и 8 процентной годовой ставкой, за счет Фонда и грантов международных организаций.
В сфере повышения роли женщин в политической и общественной жизни страны: - в соответствие с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы работы с семьями и женщинами, поддержки махалли и старшего поколения» от 01.03.2022 г. № УП-81. В целях выведения на новый уровень государственной политики по поддержке семьи и женщин в республике, поиска путей системного решения их проблем, эффективной организации и координации деятельности компетентных органов образования Государственный комитет семьи и женщин, его подразделения в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте и районах (городах).
Основными задачами и направлениями деятельности Комитета семьи и женщин является:
- защиту прав и законных интересов женщин, повышение их роли и активности в общественно-политической жизни страны, обеспечение гарантий гендерного равенства, широкое вовлечение женщин в научную деятельность;
- своевременное выявление проблем семьи и женщин, оказание социально-правовой, психологической помощи семьям и женщинам, попавшим в тяжелое социальное положение;
- создание необходимых условий для овладения женщинами и девушками знаниями и навыками по профессиям, востребованным на рынке труда, широкое привлечение женщин в сельской местности к семейному и частному предпринимательству, ремесленничеству;
- реализацию адресных мер по формированию здорового образа жизни среди женщин, укреплению духовно-нравственных ценностей в семье;
- оказание содействия негосударственным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по поддержке женщин.
- 25 июня 2019 г. принят Избирательный кодекс Республики Узбекистан, в котором закреплено, что граждане, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом;
- 2 сентября 2019 г. принят закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», в котором впервые закреплены определения понятий «прямая дискриминация по признаку пола» и «косвенная дискриминация по признаку пола», введена обязательная гендерно-правовая экспертиза нормативно-правовых актов, направленная на выявление их несоответствия принципам гендерного равенства, возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения, разработку рекомендаций по устранению выявленных норм, допускающих прямую или косвенную дискриминацию по признаку пола.
Согласно данному закону, женщины и мужчины имеют равные права избирать и быть избранными в представительные органы власти. При выдвижении от политических партий кандидатов в депутаты Законодательной палаты и местных Кенгашей народных депутатов обеспечиваются равные права и возможности для женщин и мужчин, а согласно ст. 19 при формировании состава ЦИК, областных, районных, городских, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам и проведению референдумов обеспечиваются равные права и возможности для женщин и мужчин. Установлено, что государство принимает соответствующие меры по обеспечению женщинам возможности на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации занимать должности руководителей государственных органов в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
В сфере обеспечения и защиты женщин от насилия: - 2 июля 2018 г. принято Постановление Президента «О мерах по совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, а также профилактики семейно-бытового насилия», которым утверждена Программа практических мер но совершенствованию социальной реабилитации и адаптации, системы профилактики семейно-бытового насилии;
- 2 сентября 2019 г. принят Закон «О защите женщин от притеснений и насилия», который выходит за рамки понятия «домашнее насилие» и регулирует отношения в области защиты женщин от притес-нений и насилия в быту, на рабочих местах, в образовательных учреждениях и в иных местах, Закон направлен на утверждение в обществе атмосферы нетерпимого отношения к любым проявлениям насилия в отношении женщин. В нем дана четкая характеристика ряду понятий, в числе которых, такие как «притеснение», «насилие», «психологическое насилие», «физическое насилие», «половое насилие», «экономическое насилие», «жертва притеснения и насилия», «охранный ордер» и другие, предусматривается принятие мер по коррекции поведения лиц, склонных к совершению или совершивших насилие, для чего планируется разработать и утвердить целевую программу. Предусмотрена организация работы горячих телефонных линий для жертв притеснений и насилия, определен порядок их деятельности, введено понятие специальных центров реабилитации.